КАК МЫ ЕЗДИЛИ НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Надо сказать, с самого начала наше предприятие было чистой авантюрой. То есть тогда мне так казалось. Свой вывод я основывала на многочисленных исторических примерах – Христофор Колумб, открывший Америку или печально известный Кук также отправлялись куда глаза глядят, не ведая, что их ждет впереди. Но, по моему мнению это было не так интересно, как марш-бросок на Дальний Восток. Поездка на «Москвиче» по полному бездорожью, где на пути попадаются шевелящие лапами (потому что лежат на спине) тяжеловесы-МАЗы, КАМАЗы, не выдержавшие всех прелестей дороги под названием «Проект Амур» - это действительно круто. Америка отдыхает! Но, вспомнив о том, что пишу предисловие, хочу пояснить, кто эти загадочные «я» и «мы». Разрешите представить членов команды и соответственно героев данного повествования. Итак:

Автомобиль «Москвич» 2141 – наш верный друг, который перевозил нас и ни разу не подвел за время путешествия. Падаю ему в колеса, преклоняясь перед ним.

Александр – не Пушкин, но, на мой взгляд, несколько гениальнее. Ему выпало счастье быть моим отцом, а также  автором этого сайта – не знаю, что ему больше нравится – первое или второе. Является поклонником ТРИЗа – если вы не знаете, что это значит,  то вы, следовательно, его поклонником не являетесь. Всю поездку был нашим капитаном, по совместительству выполняя роли водителя, телохранителя и многие другие  «…ителя».

         Галина Егоровна – правая рука капитана и левая нога штурмана, всю поездку была нашим коком, не давая умереть с голоду новоиспеченным путешественникам. В быту является моей мамой и соответственно женой Александра.

 Я – в течение всей поездки была штурманом. Зовут меня Юлия, 1979 г. рождения, ношу скромный титул дочери автора этого сайта.

Родом мы из Братска, что в Иркутской области, в Сибири. Вопреки мнению, которое почему-то до сих пор бытует среди жителей нашей страны, в Сибири люди уже не живут в чумах и юртах, медведи у нас по улицам не ходят и мы знаем, что на свете есть радио. То есть Братск – типичный провинциальный город, где живется в общем неплохо, но иногда тянет выбраться на свободу, людей посмотреть, да и себя показать. Ну, а моих «боссов» потянуло в родные пенаты, так как оба они – выходцы из Амурской области, приехавшие в 70-х годах в числе бравых комсомольцев покорять сибирскую тайгу. «Допокорялись» до того, что оба стали специалистами каждый в своей области: Галина Егоровна – по бухгалтерской части, Александр – по технической.

 Идея поездки вызревала уже давно и дозрела к июлю 2000 года, когда у родителей совпали отпуска, а у меня в это время были каникулы. Твердо было решено – едем! Вопрос «куда едем» по-прежнему оставался открытым. То есть цель нашей поездки – город Благовещенск - нам виделась так же ясно, как Нью-Йорк в хорошую погоду с самолета. Проблема в том, что согласно «Атласу автомобильных дорог», приобретенному отцом, до Читы и примерно 70 км после нее значилась магистральная дорога, а дальше начинался пунктир «Проект Амур». Кое-где пунктир сливался в сплошную линию – то есть отдельные фрагменты дороги все же были построены, по крайней мере на бумаге. Информации, которой можно было бы верить «на все сто» у нас не было: ни в книгах, ни по ТВ, ни даже в Интернете. Были отдельные заметки некоторых смельчаков, которые покоряли интересующий нас маршрут: кто автостопом, кто на мотоциклах, кто на велосипедах (даже такие есть!). Но вот сведений о том, что можно проехать по «Проекту Амур» на четырех колесах не было абсолютно никаких. Нам стало интересно, чем вызвано такое дружное молчание? По ТВ же последнюю информацию о дороге отец слышал около года назад – отчет, что мол, еще один участок магистрали построили, но никак не могут построить самый трудный участок протяженностью около 500 км – там даже не могут гравийку насыпать, до того неблагоприятная местность. По карте я отметила, что Амурская область – это одно большое болото в буквальном смысле этого слова: очень много солончаков – это вязкие пески и много болот. В-общем, не очень удобная трасса нас ожидала.

 Итак, проверить «а врут ли карты» решили 19 июля 2000 года, когда мы выехали из Братска. Свои дорожные заметки я сделала в виде дневника, а то кто знает – может и вас потянет инстинкт свободы и вы рванете откуда-нибудь из Харькова или Адлера на Дальний Восток, подальше от надоевших проблем?! Что прогулка скучной не будет, это я обещаю и, надеюсь, мои записи помогут вам. Про дорогу до Читы старалась особо не распространяться – про нее все известно и любую интересующую вас информацию можно найти либо в Интернете, либо в атласах, благо ими нас снабжают исправно книжные издательства. А вот после Читы, тот отрезок, где мало кто ездит, мне хочется расписать подробно – речки, полянки, деревеньки и тому подобное. В атласе автомобильных дорог России почти 70% всех объектов не было обозначено. А в дороге разное бывает, поэтому туристам нелишне запастись информацией, как говорится, «из первых рук».

 

Итак:

 

1-й день:

19.07.2000, 8:00 Выехали рано утром в 8 утра. Сначала наш путь пролегает по Братскому (хотя в народе почему-то называемому Тулунскому) тракту, до города Тулун, где мы попадем на магистральную дорогу М53 до Иркутска. Надо сказать, Братск – проблемный город в плане экологии, входящий в число самых загрязненных городов страны. Так вот, разница заметна уже после сотни километров: зелень более живая, да и дышать легче – как все нормальные люди, а не через раз. Едешь, и удивляешься: мы тем братским воздухом еще  умудрялись дышать. До Тулуна добрались без особых происшествий, отмахав более 200 км. Доехали до Тулуна, сказали пару ласковых в адрес дороги, пролегающий по самому Тулуну – ямы,  плавно переходящие в выбоины размером с Большой Каньон. Это уже народная примета: населенный пункт -  значит дорога паршивенькая. Но Тулун переплюнул других по всем параметрам: такие ямы посреди дороги, ощущение, что кто-то старательно выворачивал целые пласты, а после Тулуна еще умудрились выложить примерно на два километра бетонные плиты: метр -  плита, несколько сантиметров – щель. Едешь и утешаешь себя тем, что «зато не укачивает»!

11:00 Доехали по указателям до выезда на Иркутск, то есть поворота на дорогу М53 после речки Ия.

12:37 Проехали через деревню Ширагул, и крепко выругались: магистральная дорога называется: кусками попадается гравийная дорога, то есть песочек с камешками. Когда сухо – пыль столбом стоит, едешь как в тумане.

12:00 Проезжаем мимо деревни Мингатуй, где, говорят, растет дикая клубника. Дорога – паршивая, и в таком состоянии она до 1559 км – там расположен Куйтун, откуда поставляются молочные продукты, в его окрестностях  тоже есть дикая клубника.

13:30 Проехали р. Шетик, здесь, наконец-то новая дорога, хотя надолго ли? По-моему, российские дороги отличаются самоуничтожением – год-другой – и нет дороги. Но здесь отличные места для пикников!

15:25 Въехали в Черемховский район, здесь такие березовые рощицы – загляденье.

16:20 Проезжаем Усолье, на въезде работает патруль в кустах. Самое смешное, об этом уведомляет большой плакат, стоящий у дороги. Вероятно, такая реклама нужна, чтобы водители ездили «стройными рядами» в любое время дня и ночи, даже когда в кустах никого нет.

  В 20 минутах езды от Усолья в поселке Тельма очень красивая церковь с куполами под позолоту, правда, пока еще не до конца реконструирована. Но все равно красиво!

16:51 Подъехали к развилке ÜАнгарск  ИркутскÞ. Для туристов: примерно через 15 км около р. Китой есть кемпинг – что-то вроде летнего лагеря.

17:35 Развилка, Ангарск – влево 300 м, а нам – под мост с ж/д переездом в Иркутск. Умудрились проколоть колесо в одну из своих остановок. Мы потеряли почти два часа на то, чтобы поставить запаску, а потом залатать колесо в «Шиномонтаже», так что приятного мало.

Ну а об Иркутске надо песни слагать, это просто уникальный город. Когда въехали в него, вспомнили всех предков до пятого колена – НУ НИ ОДНОГО УКАЗАТЕЛЯ!!! Областной центр, называется: едь куда хочешь, благо дорог много перед глазами. Мы заплутали, заехали на какие-то дачи в поселке Горьком. Порасспрашивали народ и кое-как разыскали дорогу М55. Если вдруг заплутаете, как и мы, то ориентируйтесь на мост – от кольца поворачиваете налево и проезжаете под мостом. Не зная города, легко заблудиться.

20:05 Проехали Шелехов, где экология, как и в Братске. На 34 км – начинаются знаменитые байкальские серпантины и бесчисленные подъемы и спуски. Дорога тоже не фонтан – выбоины, гравийка, хотя сейчас ремонт дороги уже наверняка сделали. Решили ехать до Слюдянки, а там заночевать. Мы уже отмотали 682 км. Если в первый раз поедете, то учтите: на 52 км есть очень крутой поворот под минимальным радиусом на 180 ° - «тещин язык» (если ехать со стороны Иркутска, то получается худший вариант – внутренняя бровка дороги) – мы вылетели на встречную,  хорошо, что машин не было.  На полосе для потока, идущего в Иркутск, места для маневра хватает, а здесь было очень круто и очень узко. А если вы верите в приметы, то на 53 км можете сломать и выбросить сигарету (есть вариант с монеткой, но ломать ее не надо), чтобы бурятские духи вас не трогали и вы доехали без происшествий.

С 64 км начинается асфальт… с мраморной крошкой. Да, за границей, если бы увидели такую роскошь –  дороги, крытые мрамором, то очень бы удивились российскому благосостоянию.

21:50 Слюдянка – город мрамора. Здесь очень красивые места, природа – шикарная. Хотя, когда мы туда ехали, было пасмурно, все равно красота неописуемая. Около поселка Буровщина заночевали в кустах за дорогой. Рядом в полукилометре находится Байкал. Отмотали сегодня 754 км.  

 

2-й день:

Дождь поливает, как из ведра, и похоже, что это надолго. Проехали очень много деревень и везде – знаменитый копченый омуль и клубника. Хотя ей еще не сезон, пока очень водянистая. Зато в начале августа, когда возвращались обратно, клубника была в самом соку.

Похоже, что природу Байкала не удастся сохранить надолго – какой-то идиот догадался построить на Байкале завод, и говорят, еще будут строить вышки, чтобы нефть добывать. Результаты подобной деятельности ясно ощутимы в д. Салзан, где  дышать просто нечем. Но речек предостаточно,  и можно умываться без опаски, по крайней мере пока.

На 165 км справа свисает ровный бок скалы. Если желаете оставить свой автограф – милости просим!

Для туристов: на 180 км есть ответвление направо на Теплые озера. На обратном пути мы туда заезжали заночевать. Там есть база отдыха, где не очень дорого берут, да и машину оставить можно. Но студенты и школьники предпочитают отдыхать дикарями. В какой куст не сунься – везде туристы. Мы тоже встали прямо на опушке, до озер рукой подать. Озеро я увидела только одно – красиво, конечно, но вода там стоячая, а ее не чистят. Не очень-то приятно купаться, хотя вода теплая. Больше всего впечатляют холмы или даже горы, окружающие озеро, а макушка одного из холмов носит название шапка Монамаха. Если же вам нужна чистая вода – то налево от входа на базу протекает горная речка Снежная.

9:35 До Читы еще пыхтеть 879 км. Небольшая проблема: насекомым тут хорошо живется, наверное, поэтому они, когда врезаются в лобовое стекло, оставляют после себя жирные пятна, отмыть которые дворники не в состоянии.

Для туристов: на 315 км есть ответвление влево на турбазу «Байкальский прибой»..

На 392 км в д. Ильинка есть шиномонтаж. Природа – обалденно красивая! Если будете проезжать мимо позных – обязательно попробуйте этот кулинарный шедевр – позы. Их готовят по-особому, и получается очень сочно. Прямо как в рекламе: сочно… еще сочнее….

На 443 км в Сотниково блюдет общественный порядок ДПС. Въехали в Улан-Удэ; сразу же поворачиваем направо от указателя, через мост, а потом прямо. До Читы еще 652 км. Недалеко на холме стоит занятный памятник оленя и оленихи. На 467 км перед Вознесеновкой нужно повернуть направо. На 475 км в д. Сибирь есть магазин запчастей для авто, а на 485 км – платформа для машин. Потом дорога хуже, в том смысле, что водятся пьяные буряты: на 489 км неизвестно откуда на дороге нарисовались два пьяных бурята и пытались нас тормознуть. Ладно, если бы руками, так ведь палкой! Один чуть лобовое стекло не выбил, еле увернулись.

13:50 504-й км, слева на горе какие-то слова выложены из камня. Эти края – находка для биологов – очень часто кружат орланы. Один даже повисел в трех метрах над головой, когда мы сделали привал. Жалко, щелкнуть его не успела. Хотя природа не очень роскошная, особенно после Байкала – одни степи, травка еле поднимается. Периодически под колеса кидаются то козлы, то коровы – имею в виду животных, а не людей.

Интересные в этих краях и названия речек – есть р. Б.Норты и Р.Норты тоже имеется. По количеству речек, ручьев и лужиц этот отрезок пути бьет все рекорды: Мычистая, З. Тигма, З. Алентуй и многие другие.

На 704 км воспоминание о байкальском серпантине – заносит на поворотах, хотя скорость всего лишь 50 км в час. А на 708 км – справа есть скала для автографов, да и вообще очень много красивых озер.

Ехали, мы ехали и доехали до д. Шелехов – решили заночевать там – устали с непривычки, не было сил ехать дальше.

 

3-й день:

Чтобы заправиться, свернули в Ингоду направо и поехали по второстепенной дороге до Читы, хотя обратно домой мы  ехали по главной дороге М55. Въехали по этой второстепенной дороге в Читу – 3-й в России (после Москвы и Питера) город по протяженности коммуникаций - через автодром, расположенный справа, через ж/д округ «Чита». Едем по центру города, и если вас занесет поехать так же, как и нас, то  нужно проехать через ж/д и свернуть на третьем повороте на улицу Ленина, а там ехать прямо. Хотя, когда мы выехали на магистральную дорогу, которая идет до Маньчжурии, то не поняли, в чем юмор. Плутали часа полтора, чтобы найти выезд на нужную нам дорогу, хотя по карте значилась развилка из двух магистральных дорог: одна – на Маньчжурию, а другая – на Хабаровск. После неоднократных расспросов местных жителей, половина из которых, по-видимому, только что прилетела с Марса, наконец нам один человек внятно объяснил «особенности национальных дорог». Оказывается, нужно проехать по этой магистрали, ведущей в Маньчжурию прямо до плаката, обозначающего поворот на Хабаровск, потом изящно сделать  поворот направо, а потом ехать под мостом. Наша цель – г. Чернышевск, где будет окончательно ясно, есть ли дорога на самом глухом участке. 

Не скажу, что дорога, по которой мы едем, очень новая (хотя ей не больше двух лет), но ехать можно.

11:50 Доехали до указателя, извещающего о том, что Чернышевск – вправо, а Сложенко – влево, нам – вправо, ну и вам ориентир на всякий пожарный – на 29 км речка и мост. На 37 км есть платформа для машин и дерево желаний – это еще одно дорожное суеверие. Загадываешь желание и повязываешь ленточку покрепче на любой понравившейся ветке. О количестве суеверных граждан ярче всего говорит перебинтованное как египетская мумия дерево. Мы едем в самой высокой точке, аж уши закладывает. На 52 км – д. Танха и р. Кручина. Мы едем по новой дороге, пока еще заасфальтированной, но скоро должна начаться гравийка согласно нашему атласу. На 57 км слева в 10 км – Новотроицк. Проехали небольшое ущелье под названием падь Хинкарактуй на 68 км, а на 77 км  - снова падь Кинкарактуй. На 94 км есть платформа для машин, дорога сильно разбита, хотя ремонт делают и за дорогой стараются следить. Дорога – одни опасные повороты, которые после байкальских серпантинов кажутся развивающей игрушкой для дошкольников – и опять же ручьи, речки, лужицы через каждый километр.  На 123 км справа – д. Н.-Талача. Попадается очень много заброшенных домов на этой дороге. Если бы их отстроить заново, можно было бы шикарно зажить – дома большие, природа неплохая, воздух свежий. Поражаешься, как неразумно распоряжаются люди принадлежащим им имуществом. После р. Иланды с 138 км – КОНЕЦ АМЕРИКИ – начинается гравийка –  наиболее интересующий нас участок нашего маршрута. Именно здесь начинается «Проект Амур». В общем-то, атлас не обманул и конец асфальта приходится на тот же участок дороги, который значится по карте. С 142 км – гравий пополам с обычной землей – если размоет, то черта с два проедешь, а по сухонькому можно проехать. На 144 км – р. Талача, а на 146 км  - р. Зургузун. Дорожка – ямы в колдобинах, иначе и не скажешь. С непривычки было даже страшновато, выдержит ли машина такой «вибромассаж». Хотя на 155 км – гравий укатали, на 162 тоже, и эти кусочки относительно нормальной дороги воспринимаются как манна небесная – даже было желание запеть «Amerika, Amerika». Но дорога ужасная – ее постоянно нужно равнять, раз уж на асфальт денег у дорожников не хватает. А делают это интересным образом: более менее человечные участки дороги равняют, а проблемные так и оставляют. А потом отчитываются: мол, так и так, дорога готова.

На 168 км  - ручей Укшакан и охотничьи угодья, то есть разрешена охота. На 175 км справа в 9 км село Кызкен.

На 180 – река Крестовая,  на 184 км слева в 1 км – деревня Средняя Кия. Америка вернулась к нам: на 192 км – асфальтированный мост над речкой Дипкошей. Средняя скорость, с которой можно нам передвигаться без особого ущерба для машины – 80 км/час по этой дороге. Если вам нужно заправиться, то после того, как проедете село Богомягково по левой стороне, на 197 км есть деревня и слева – АЗС. На 200 км в 24 км слева – с. Шилка, где есть АЗС, а мы едем прямо до Чернышевска – через 154 км. Как позже выяснилось, зря.

Но дорога – терпимая, едем иногда даже со скоростью 85 км/час. Периодически попадаются бетонные мосты. На 207 км – д. Шилка. После 214 км проехали какую-то деревню без названия, бетонный мост и в 15.45 уперлись в табличку: ВОДИТЕЛЬ!!! СКВОЗНОГО ПРОЕЗДА НЕТ!!! То есть нас извещают, что если до этого была хоть какая-то дорога, то теперь шиш. Но нас уже достала эта прелестная магистраль и мы решили переть вперед и только вперед, простите мою грубость. Вперед-то мы поехали, но дорога лучше не стала – проехали через заготовки для будущего моста, везде – грязь и лужи. По левому борту стоит деревня Ново-Березки, а мы едем не через деревню, а налево. Заехали в такую грязь! Именно здесь нам попался шевеляший лапами грузовик, про который я упомянула в начале рассказа. Естественно, нам глядя на такого гиганта, сникшего перед грязью, не очень-то хотелось повторить его судьбу. Как всегда, помогли люди: шофер с автокрана, лежавшего в кювете, объяснил отцу, как лучше всего проехать и утешил, что мол, ты не бойся, основа дороги - каменистая, поэтому луж бояться не стоит. С горем пополам на брюхе эту грязь проползли и выехали на дорогу, где гравий, судя по всему отсыпали заново совсем недавно. Оказалось, что мы зря мучились. Обратно мы ехали другим путем – цивилизованно по асфальту, как все местные жители. В том месте, где был знак «СКВОЗНОГО ПРОЕЗДА НЕТ!» нужно было свернуть вправо и ехать до г. Шилки. Оттуда – до Нерчинска и оттуда снова выезжать на главную дорогу.

Но пока мы въехали в Шилкинский район, затем в Нерчинский район. На 237 км забавный ляп – проехали через ручей под названием «РУЧЕЙ». По-видимому, фантазия уже была на исходе и решили: что естественно, то не безобразно и дали такое оригинальное название.

Доехали до указателя: Чернышевск  - прямо через 133 км, Олекан через 21 км слева, Беломестное через 2 км направо. Проехали через р. Нерчу по бетонному мосту. На 247 км – р. Чичон, затем указатель, о том, что до Чернышевска 57 км, мы свернули налево. На 253 км – р. Кангил, слева в 30 м – есть место для отдыха. На 260 км – р. Кангил-2, дорога терпимая. На 265 – проехали через мост. Когда мы уже ехали обратно домой, нас здесь ждал сюрприз: прямо на столбике, указывающем километраж, сидела огромная белая СОВА. Она преспокойно дождалась, пока мы остановимся около нее, не спеша вспорхнула и улетела. Здесь мог сидеть кто угодно, но только не сова: лес – в километре от дороги, к тому же совы не любят сидеть на открытом доступе, почему вообще здесь водятся совы и в конце концов она была БОЛЬШАЯ и БЕЛАЯ. Я думала, белые совы бывают только за Полярным кругом, ну а что они бывают «ну просто звери» по размерам, я вообще не предполагала. Надо сказать, эта сова нас добила и мы долго пытались сообразить, что бы это значило. Потом нам объяснили, что это был филин, а не сова. Но все равно удивительное зрелище.

На 267 км нас тормознули трое ребят с автоматами в руках – попробовали бы мы не остановиться! Оказалось, что это ГИБДД проверяет проходящие машины. Отец расспросил их на предмет наличия дороги, и старший сержант Олег Косяков вежливо объяснил, что дожди размыли дорогу в Жирикене. Косяков стал еще более вежливым, когда узнал, что его фамилия появится в Интернете, хотя сначала и не поверил.  Он рассказал, что бригада дорожников уже  выехала в Жирикен, но они не смогут все восстановить в короткие сроки. До Аксеново-Зиловской есть дорога, по которой может проехать машина, но к сожалению, не в данный момент. Позже нам перегонщики рассказали, что до дождей некоторые умудрялись проезжать на УАЗиках до Сковородино. Отец упал духом, но потом решил доехать до Чернышевска, там заправить обе запасные канистры  и  рвануть вперед, насколько будет возможно. 

Едем дальше – слева есть «Степной трактир», чтобы перекусить. Дорога плавно перетекает в магистральную дорогу и мы на 64 км видим указатель, что Чернышевск – прямо. Дальше в указателях недостатка не было, и на 87 км  въезжаем в Чернышевск. Здесь есть три заправки, из  них одна в центре поселка – частная, поэтому самая дорогая и работает нерегулярно. Здесь вышла небольшая размолвка: что делать дальше? Отец настаивал, что надо ехать вперед, мне все было …, а родительница настойчиво предлагала остановиться переночевать, а завтра уже думать о дальнейшем. Ничего путнего мы не решили, поэтому пошли на станцию, чтобы выяснить, можно ли как-нибудь перевезти свою машину дальше. После часа беготни по разным конторам станции  нам более менее внятно объяснили, что к чему, хотя вряд ли мы готовы были воспринять тот поток информации, который на нас обрушился. Поняли главное: можно перевезти машину до Сковородино, поэтому после споров мы поехали туда, где стояли машины, ждущие погрузки и примкнули к их рядам. Было уже семь вечера и устали до чертиков. Поговорили с другими водителями, и нам сообщили, что завтра должны дать вагон-гараж. Мы более-менее договорились с другими водителями о порядке очередности, то есть кто за кем будет грузиться. Уже ничего не хотелось, поэтому легли спать.

 

4-й день: 

Я до сих пор не рассказала про перегонщиков, которые были для нас всю дорогу своеобразными ориентирами на незнакомой дороге: раз едет перегонщик, значит мы тоже едем правильно. Наши маршруты во многом совпадали, а гонят они машины через всю страну, одни едут из Владивостока, другие из Тольятти. Как ни смешно это звучит, перегонщики бывают двух видов: профессионалы и любители. Известно, что во Владивостоке машины продают и покупают по дешевке (по сравнению с ценами других регионов России), поэтому машин перегоняют очень много. За время поездки  мы встретили около сотни машин с транзитными номерами.

Профессионалы – это матерые водители, знающие все повороты и закоулки российских дорог. Их нанимают или они сами перегоняют авто на продажу. Любители – это обычные граждане, которые приобрели себе машину где-нибудь во Владивостоке и теперь гонят родимую домой. Из всех перегонщиков, с которыми мы общались, почти все – классные ребята, хотя и скрытные. Бизнес у них непростой и опасный, поэтому они кучкуются, и меньше чем по двое-трое не ездят. 

Так вот, мы стояли в ожидании своей очереди в Чернышевске в компании перегонщиков, которые ездят уже не первый год, поэтому знают всю подноготную. Нам они поведали много увлекательного и я хочу поделиться тем, что мы узнали про этот, возможный, пожалуй, только в России, вид бизнеса.

Кое-что из этих сведений мы узнали не только из рассказов, но и на своей шкурке: существует четыре типа вагонов, в которых осуществляется перевозка машин: вагон-ракета (не по форме, а по скорости), иначе называемый вагон-гараж, платформа, полувагон и сетка. Наиболее удобным является первый вид – ракета или гараж: это обычный вагон для перевозки грузов (правда, уже давно списанный как пришедший в негодность по причине преклонного возраста, затем проданный частным лицам), снабженный окнами, умывальником и сортиром с педалькой и пол-литровой банкой (догадайтесь, для чего?), без света и дверью с неисправной защелкой. В этом его удобство, а недостаток в том, что за все надо платить, и стоит эта радость 3.500 за машину (независимо от количества людей в машине). Ракеты бывают двух видов: с торцевым и с боковым въездом. Идеально – это торцевой въезд - вы просто въезжаете в распахнутые дверцы вагона по доскам, заботливо подложенным под «ноги» вашей машины. Если ваш водительский стаж более года, вы сможете без проблем провести этот маневр, а потом так же легко выехать задним ходом. С боковым же въездом не так просто: в него машины не въезжают, а… вносятся. В буквальном смысле этого слова, потому что автомобильная промышленность еще не придумала резиновые машины, которая могли бы сгибаться в нужном направлении. Представьте: боковой въезд шириной с колею стандартного легкового автомобиля. Задача перед вами: въехать без ущерба для автомобиля, и умудриться поставить машину параллельно въезду. Представили? НЕ ПЫТАЙТЕСЬ, против физики не попрешь. У вас просто не будет места для маневра. Положим, «носом» вы въедете, а «зад» останется торчать на улице. По логике вещей вам надо сдать чуть назад, изменив при этом траекторию, и тогда вы сможете въехать и поставить так, как вам нужно. Но места слишком мало, вы упретесь «задом» в гостепреимно торчащий косяк бокового въезда. Поэтому выход один: «носом» въезжаете чуть наискосок, а «зад»… вносят на руках такие же граждане, которых судьба свела в одном месте. Хорошо, если это исключительно титаны рестлинга, для которых поднять 200 кило – утренняя разминка. К сожалению, едут обычные люди, и я своими глазами видела, как тяжело втащить авто вручную. Когда мы ехали обратно домой, в Сковородино нас пытались впихнуть в такой вагон с боковым въездом. Отец из последних сил отказывался, и потом об этом не жалел. Правда, уехали мы только на следующий день, после того как ушел «боковой» вагон. Но посмотрели, как народ корячится, пытаясь втащить «ландкраузер» тем способом, о котором я рассказала и порадовались, что мы не на их месте. Ладно, положим вы втащили машину, но ведь по приезде в пункт назначения вам надо его вытащить обратно… А ваши соседи по вагону, с которыми вы успели подружиться, почему-то загадочно растворились в утренней дымке, потому что их машины вытащили первыми, и теперь каждый сам за себя… Ну а вы все так-же одиноко стоите в глубине вагона рядом с железным конем на колесах… Не очень-то приятная картина. К тому-же уверения, что «ничего с вашей машиной не будет» не соответствуют действительности: те, кто втащил свои многострадальные, рассказали, что почти все машины, которые втаскивали, были поцарапаны или помяты – кто-то меньше, кто-то больше.  

Полувагон и платформа друг от друга не очень далеко ушли: в первом просто бортики повыше, а сами машины едут на открытом доступе, открытые всем ветрам. Рассказывают, что у местного пацанья есть такое развлечение: бросать камни в проезжающие платформы с машинами. Хотите сыграть в русскую рулетку – тогда езжайте. Но ВСЕГДА что-нибудь после такого переезда неизменно отваливается или ломается – и «увечья» будут посерьезнее, чем выбитые стекла. Конечно, если у вас грузовичок или что-нибудь еще покруче, выбор небольшой – просто в другой транспорт вы не пройдете по габаритам.

Сетка – наиболее излюбленный перегонщиками вид перевозки. Это просто двухэтажный вагон, напоминающий скелет, где «небо в клетку», где есть лестница между этажами, и можно ходить по вагону, как зэкам на прогулке. Машины грузят и на первый, и на второй этажи. Честно говоря, это просто клетка, не приспособленная для перевозки людей, пусть даже вас и уверяют в обратном. Конечно, на первый взгляд, по ценам полувагон (хотя за него точную цену не знаю, но дешевле, чем ракета), платформа и сетка выгоднее – 1.750 за машину. Причем можно взять всю сетку, гордо поставить свою машину и катить до пункта назначения. Но… Платите за всю сетку ту цену, которую вам от балды назовут перевозчики. Плюс, извиняюсь, нужду справлять в сетке, платформе и полувагоне вы будете так, как подскажет вам фантазия, потому что обычных человеческих удобств за 1.750 вы не получите. Плюс за крепеж вашей ненаглядной машины с вас сдерут энную сумму, а потом и за то, чтобы освободить ее из плена – в итоге попрощайтесь еще с полутысячей. Хотя, после небольшого скандала, вам могут дать право самим закрепить свою подружку, не платя ни копейки. Просто никому неохота добровольно отказываться от денег, которые можно содрать ни за что. А в сетке с вас сдерут и за то, чтобы выгрузить вашу машину, и, если вы не умеете, загнать ее на второй этаж. Загоняют ее по обычной – не знаю даже как назвать – доске от земли до второго этажа. А выгружают машины на грузовик и подвозят к специальной подставке для таких машин. Вы все это время сидите внутри и потом выезжаете из кузова грузовика своим ходом. Естественно, отсчитав перед этим определенную сумму за загон-перегон-выгон. Да, деньги здесь делаются на всем, что возможно.

Самое главное отличие  разных видов перевозок в том, что на ракете вы доедете за 15 часов, потому что цепляют его к почтово-багажному составу, всегда идущему по расписанию. Ну а сетка, платформа и полувагон идут столько, сколько заблагорассудится ж/д работникам. Рассказывали про случаи, когда сетки загоняли в тупик, где они куковали три-четыре дня! В среднем же они идут минимум три дня, если повезет,  потому что цепляют их к грузовым составам – там отцепят, там перецепят, там в тупик загонят. Мы случайно пообщались с двумя девушками, которые с большими глазами рассказали нам про все упомянутые мною неудобства вагона-сетки. Они очень удивились, узнав, что можно было доехать на ракете за твердые 15 часов, и вагоны дают ежедневно – пусть даже по одному. Удивились, потому что их уверяли, что «неизвестно, когда дадут вагоны, поэтому вам удобнее всего и быстрее ехать в сетке». Вот вам реальный пример «чистоплотности» перевозчиков.

Из всего вышесказанного – мораль: там никому не верь. Каждый из сопровождающих вагоны всех этих видов заинтересован только в том, чтобы впихнуть вас в свой вагон (платформу, сетку) и содрать с вас деньги – обязательно платите, только когда машины уже поставлены внутрь. И по-моему, проводники этих вагонов прошли неплохую школу психологического прессинга: вы подъезжаете с большими глазами, пытаясь понять, что все это значит, и куда бы вам податься.  И тут подходят дружелюбные господа, наперебой расхваливая свой вид перевозки, и уверяя, что «только вас и ждали». Немного опешивший от всего этого, вы готовы ехать сразу же в пяти направлениях и мучаетесь от решения столь редкой для россиянина проблемы выбора. Или другой вариант: к вам никто не подходит, вы сами как оголтелый бегаете в поисках источника информации, но увы… Каждый излагает вам свою версию происходящего, и версии всегда противоречивые. Стоп! Никуда бежать не надо: точно вам все равно никто ничего не скажет. Здесь весь бизнес построен на недомолвках и вранье, по причине, о которой я сказала выше. Потому что и ж/д тоже имеет процент с перевозки, который им отстегивают перевозчики. Разумеется, хозяева вагонов не сами сопровождают вагоны, а нанимают для этого проводников. Их задача – поместить внутрь вашу машину, сделать все от них зависящее для ее безопасности, взять с вас деньги и довезти вас до пункта назначения. Ваша обязанность – только загнать машину внутрь и ждать, пока «позовут пить чай». Вы НЕ ОБЯЗАНЫ: делать крепления, открывать и закрывать ворота, вообще делать работу, которую обязаны выполнять ж/д работники и ваши проводники, пусть даже вас убеждают в обратном. По большому счету вы НЕ ОБЯЗАНЫ также бегать узнавать и предлагать «взять вас на борт» - это обязанность проводников. Они заинтересованы в вас по той простой причине, что вы – КЛИЕНТ. Иногда ожидающие перевозки выстраиваются в ОЧЕРЕДЬ по причине большого количества. Но если вы думаете, что все будут честно ждать, когда придет нерегулярно подаваемый транспорт, то ошибаетесь. Народ здесь бывает разношерстный, и многие стремятся пролезть вперед любыми способами, чтобы не ждать своей очереди. Способы самые разные: от уверений, что я позвонил(а) из Читы (Иркутска, Одессы) и занял(а) очередь до элементарного «спихивания» вас (с помощью той же лапши, которую в больших количествах  вам будут вешать на уши) в малопривлекательные сетки и платформы, чтобы самими дождаться, когда придет, например, ракета и спокойно уехать. Так что будьте начеку, здесь каждый сам за себя.

Совсем не обязательно ехать до Сковородино. Можно еще проехать до Магдагачей, заплатив больше и покорячившись еще несколько суток в сетке или платформе. Можно проехать и еще дальше, до Шимановска, но опять же это время и деньги. Конкуренция между Сковородино и Магдагачами за право везти клиентов постепенно возрастает. Поэтому можно рассчитывать на некоторые улучшения условий перевозки. Хотя можно рассчитывать и на обычный результат самых обычных разборок между «группами интересов». 

Несколько слов про условия ожидания в Сковородино или Чернышевске. Как ни абсурдно это звучит, «лучше» все-таки в Чернышевске (хотя это слово вряд ли применимо). Просто потому, что есть площадка, где можно поставить машину в один ряд с ожидающими. Здесь есть магазинчик, вокзал рядом, извините, сортир (неописуемой «чистоты») и к вам всегда может подойти проводник и известить о том, что «есть вакансии». В конце концов площадка заасфальтирована. В Сковородино же условий никаких абсолютно. Площадок я там не видела, мы, когда ехали обратно, торчали двое суток в Сковородке, как ее называют местные. Сутки – а было очень жарко – мы стояли около готовящегося к отправке воинского состава (но не нужного нам) и дышали пылью от проезжающих мимо машин. Конечно, есть какой-то магазинчик, но сам вокзал далеко, и ждать негде. Потом подошли проводники и мы поехали в самый дальний тупик, где «не ступала нога человека» и загрузились в вагон. Загрузились мы в часов восемь вечера, а уехать должны были на следующий день в пять вечера. Так что ночь пришлось ночевать в вагоне в компании с проводником. От большого количества комаров и нашего одиночества меня потянуло на романтику: звезды ночью были просто великолепные – очень яркие и четкие, да и присутствие нашего молодого проводника, с которым я познакомилась под звездным небом, несколько улучшило мое настроение… От избытка впечатлений я впервые с первого взгляда увидела «кастрюльку с ручкой» - Большую Медведицу. Но это было на обратном пути, поэтому вернемся в Чернышевск.

Напомню, что мы по-прежнему стоим на площадке «для граждан ожидающих» и ждем сами не знаем чего. Днем было тоскливо и единственное развлечение – это байки перегонщиков. Одну из них рассказал перегонщик Саша: он своими глазами видел колонку, над которой красовалась табличка «Штраф – 200 рублей за мытье машин на колонке». Естественно, запреты россиянам – не помеха, поэтому  выстроилась длинная очередь желающих помыть машину именно на этой колонке. А еще он поведал свою историю – возвращался в Иркутск в компании еще двоих перегонщиков, да вот беда – один из них потерял документы на свою машину. Когда проанализировали происшедшее, то вспомнили, что он в Сковородино во время погрузки положил сумочку с документами в укромное место, да и забыл о них. Поход в местное отделение ГИБДД был неутешителен – им сказали, что для получения справки надо делать запрос во Владивосток и эта процедура потребует не менее двух недель. Посовещавшись, они решили, что потерявший документы должен возвратиться за ними в Сковородино и попытаться их там найти. Второй перегонщик решил ехать домой один, а Саша остался ждать возвращения друга-растеряхи. Интересно бы узнать, чем окончилась эта история. Надеюсь, что Саша узнает себя в этом рассказе и сообщит все, адрес этого сайта он знает.

Еще одна байка: во время перевозки в вагон нагрянули пожарники с проверкой (хотя транзитные машины берут справки во всевозможных инспекциях – и в ГАИ, и в пожарке, о том, что можно ехать дальше). Проверка проходила более чем оригинально: едете с полным баком топлива? – не положено, штраф платите. К другим подходят – едете с пустым баком? – не положено, штраф. То есть все как обычно бывает. 

Я же, пока гуляла, пытаясь хоть чем-нибудь заняться, увидела прикол: за забором, который огораживает площадку для машин, находится свалка. Посреди этой свалки гордо красовался сортир, на котором висела вывеска «Хозмаг». Я даже сфотографировала этот шедевр деревянного зодчества, до того забавно выглядит.

Солнце жарило весь день и я медленно подрумянивалась – впервые за нашу поездку, но вечерком пошел дождь с градом – это больше подходило нам, северянам. Просто все тридцать три удовольствия! Наконец часов в шесть вечера появились признаки оживления: пришел проводник и любезно известил, что дали один вагон вместо трех. Мы уже мысленно попрощались с возможностью уехать в этот же день, но чудеса бывают всегда. Чтобы быть в курсе происходящего, отец пошел к собравшейся в месте погрузки толпе, которая к тому времени начала говорить на повышенных тонах. Если вы не любите скандалить и не хотите, чтобы пострадала ваша машина – не ввязывайтесь в драку по поводу того, кто поедет первым. Если первые две-три машины из очереди будут еще как-то соблюдать порядок, потому что могут позволить себе роскошь быть принципиальными, то другие не будут такими честными. Нам рассказывали, что в таких разборках «за право первоочередного проезда» в ход активно идут кулаки, и от избытка теплых чувств даже разбивают стекла у машин – не свои, разумеется, а конкурентов. Самое интересное, мы без скандалов уехали в этом самом единственном вагоне. Попали туда совершенно случайно: перед нами была «Волга», которая не вошла буквально на пятнадцать сантиметров по длине и были еще трое перегонщиков на «Жигулях», которые не захотели расставаться. Мы же втиснулись впритык последними. Но ждать нужно было еще пять часов, потому что вагон уезжает вечером. По-моему, такие поездки учат терпению: ждать по нескольку часов: сначала, когда придут вагоны, потом, когда сформируют состав и  наконец поедем. Но мы были рады, что это ничегонеделание заканчивается и мы снова двигаемся к цели.

Выехали из Чернышевска в одиннадцать вечера. Перед отправлением нас часа полтора таскали по путям с помощью маневрового вагона – формировали состав. По приезде в Сковородку нас тоже таскали по путям – расцепляли. Ехали в компании двух уазиков, «ландкраузера» и девяти развеселых перегонщиков. Еще до отправки вагона отец пообщался с нашими попутчиками – кавказец, русский, украинец, буряты. Интернациональный вагон имени дружбы народов получился! Все они оказались отличными ребятами, с которыми было не скучно. К тому же они были очень гостепреимными и предлагали и угощение, и что-нибудь покрепче.

Полночи в вагоне стояла веселуха – один из перегонщиков, горячий кавказский мужчина Жора, приобщал своих товарищей Женю и Володю к турецкой музыке. Они приобщаться не желали и предлагали ему «выключить эту мусульманскую дрянь». После переговоров, увещеваний и даже танцев! – народ подустал и утих. Для нас так и осталось загадкой, как они умудрялись танцевать? Интервал между стеной и машинами был менее полуметра… Нас это не очень беспокоило, потому что Женя, считавшийся старшим в той компашке, заверил нас, что к нам просто никто не подойдет во время переезда и чтобы мы спокойно отдыхали. Надо отдать им должное, так все и получилось.

Это было довольно непривычное ощущение – сидишь в своей машине, которая стоит на месте, а вагон едет! Просто фокус Дэвида Копперфильда. Как машины держатся внутри вагона? Элементарно: колеса блокируются ручником и первой скоростью. Дополнительно под все четыре колеса подкладываются подпорки – деревянные или металлические. Машина крепится намертво! За время поездки в Сковородку мы освоили танец живота в совершенстве. Машины были так поставлены, что интервал между дверками машин и стеной вагона был только с одной стороны, да и то небольшой, дверка полностью не открывалась. То есть, чтобы сесть в машину, надо было проделать интересные телодвижения «змейкой» и буквально просочиться внутрь. Но все равно, несмотря на все неудобства, эта поездка запомнилась всем нам на всю жизнь! Потрясающие ощущения, не сравнимые ни с чем.

 

5-й день:

Когда я продрала глаза утром, родители рассказали о том, что они видели из окна вагона. Отец, наконец убедился, что дороги на этом 700  километровом участке НЕТ. Когда сухо, на мотоцикле или велосипеде здесь еще можно худо-бедно передвигаться. Машина же по этим сельским заброшенным дорогам не пройдет. Причин этому много: узко, дорога идет кусками, даже прерывается кое-где, и самое главное – это болота. Когда мы ехали, уже начались дожди и дороги размыло. Мы увидели своими глазами, что это такое: мосты из нескольких шпал, а в середине – дырка. Или вообще мостики раздолбанные. К тому же большой участок занимает скальник – твердый камень, образовывающий горы, возвышенности и холмы. Чтобы построить здесь дорогу, нужно взрывать большие участки скальника. На это опять же нужны деньги, а с ними напряженка. Как всегда, замкнутый круг получается.

До приезда в Сковородку делать было нечего, а наши попутчики приходили в себя после вчерашнего, поэтому были тихими и необщительными. Протряслись мы 15 часов в ракете, наконец-то приехали в Сковородино и выгрузили свою ненаглядную. Почему «протряслись»? Просто во время поездки болтает из стороны в сторону – не знаю, может потому, что вагон цепляют в конец состава. Наши попутчики провели нас через Сковородино, вкратце объяснили, как ехать дальше и на этом мы с ними расстались.

Как выехать со станции? Ориентиры для вас: едьте прямо от места выгрузки мимо будки «Надежда», от указателя «Джалинда прямо через 65 км» (он будет сразу же перед своротом на главную дорогу со станции), нужно повернуть налево, и ехать по главной дороге через «Ростелеком», МВД, доску почета, памятник, АЗС и Шиномонтаж.  Указателей никаких, поэтому едьте всегда по главной. После АЗС асфальт резко пропадает и начинается уже привычная гравийка. Едьте всегда по главной, мимо завода за кустами слева, через указатель «до Благовещенска 831 км» и развилку. Проезжайте Большой Невер, где опять же есть АЗС.

Указателей в Невере не было, поэтому нам пришлось прибегнуть к старому способу – опрос местных жителей. Спросили у парня, который оказался бывшим гаишником, и он объяснил, что по магистральной дороге «Проект Амур» не проедешь без тягача, поэтому весь народ ездит по объезду Соловьевск – Уркан – Талдан – и там есть поворот на «Проект Амур». Крюк знатный получается, километров 200. Но делать нечего, а проверять на своей шкуре, то есть на шкуре своей машины, пройдем мы или нет, нам не хотелось. Поэтому едем через ж/д переезд и дом быта по правой стороне. Также будете проезжать через АЗС, находящуюся по правой стороне, и там же есть «Шиномонтаж». На этом Невер заканчивается и начинается что? – правильно, острый крупный гравий. К тому же гравий, который не равняли уже добрую сотню лет. На 17 км Якутского тракта, по которому мы делаем объезд, начинаются опасные повороты. На 24 км – р. Путак, дальше р. Крестовка и справа есть место для отдыха. В 9 км слева на 36 км – Янкан, а мы въезжаем в Соловьевск - здесь добывают золото на приисках. Доехали до указателя: Благовещенск – 777 км, а Тында – в 124 км отсюда. Мы едем направо, следуя этому указателю, по разбитой дороге. Проехали указатель: Уркан – 18 км, Бугорки – 22, Талдан – 90 км. Дорога – отвратительная: гравий абсолютно не укатанный, лужи, грязь, часто дороги сужаются. На 7 км  проехали по деревянному мосту, а вода в речке грязная, наверное она разлилась. С 13 км –ручьи вдоль дороги, почти вровень с ней. Если дождь прошел бы чуть сильнее, точно бы размыло остатки этой дороги. На 16 км проезжаем через Уркан прямо, не сворачивая. На 21 км – д. Бугарки.

Прямо за ней – кучи щебенки – это результат работы драги. А своими глазами мы ее увидели на 25 км. Трудно поверить, что в наш век высоких скоростей и микросхем работают еще такие махины, являющие собой яркий пример расцвета тяжелой промышленности в застойные времена. Драга – это огромная золотодобывающая машина высотой с пятиэтажный дом (выпуска Иркутского завода тяжелого машиностроения)! К сожалению, щелкнула ее со слишком далекого расстояния, поэтому получилось непонятно что. И самое интересное, что этот дом с золотом еще и передвигается! Правда, стояла она далеко – метрах в 70 от дороги, поэтому плохо было видно. Но пока мы глазели на нее, она за три минуты продвинулась примерно на метр. Она перелопачивает кучу щебенки, передвигаясь по воде. Я не техник, поэтому опишу обычным языком: с одной стороны у нее что-то вроде конвейера с ковшами, которыми черпается сырье. «Сзади» этой махины из трубы выбрасывается уже переработанное сырье. Золото, соответственно, остается внутри. Конечно, она работает не сама по себе. Пока мы стояли, на 2-м этаже, если можно так сказать, ходил человек и наблюдал за работой. Но драга на месте не стоит, и когда мы ехали обратно домой через две недели, она была метрах в десяти у дороги и мы смогли поближе рассмотреть это чудо техники. Производит впечатление!

Дорога все хуже, но с 33 км чуть поровнее. На 45 км – р. Таганка под деревянным мостом. Примерно на 60-м км нужно проехать через деревянный мост, а рядом стоят сваи под будущий приличный мост. Но строительство похоже, забросили уже давно, и на возобновление как всегда не хватило денег. На 84 км ищем своротку на «Проект Амур», слева за кустами – АЗС. Наткнулись на указатель: Талдан прямо в 3 км, Чита направо, Хабаровск налево 960 км, а до Благовещенска 686. Наконец-то едем по «Проекту Амур» с 1060 км - здесь по крайней мере разравняли гравий. На 1068 км – р. Худагачи, а на 1088 км справа есть место для отдыха – да, после такой дорожки это кстати. С 1090 км въехали в Магдагачинский район, там есть АЗС. На 1094 км справа в 1 км – Гудачи. Едем прямо в Голжу, через ж/д переезд, поворот направо, а потом налево. На этом нормальная дорога заканчивается, едем мимо указателя Магдагачи – 1 Толбузино – 46, через  р. Горчаки. Едем прямо через Магдагачи, потом первый поворот направо, потом налево. Проехали мимо указателя Дактуй 29 км, Салуй 40 км, Тыгда 64 км, то есть нам прямо. На 25 км – слева – какая-то станция. На 31 км – д. Дактуй, ехать прямо через ж/д переезд на 32 км, потом поворот налево, ехать все время по главной дороге прямо, через р. Ольга. Сейчас мы едем не по «Проекту Амур», а по другой дороге. Поэтому нам интересно было посмотреть, строится ли дорога? Согласно нашему атласу, за р. Ольгой – мы наиболее приблизились к предполагаемой магистрали, которая находится параллельно нам через железную дорогу. Но сколько мы не смотрели, никакой дороги не увидели… На 42 км – д. Сулус, мы проезжаем через нее и едем в Тыгду по раздолбанной дороге. Наткнулись на указатель: Зея – налево, Тыгда – направо. Нам – направо, объезжаем через старый мост, а рядом строят новый – неизвестно когда он будет готов. Выезжаем на новую дорогу, значит новый отсчет километража – с 100 км. Подъехали к указателю: Тыгда, Сиваки – налево, Черняево – направо. Мы едем налево, через магазин «Юбилейный», справа через 500 м – АЗС и «Шиномонтаж». Едем через ж/д пути, речку Тыгда, и слева – большой ж/д мост. Мы на 4-м км, едем по гравийке, проезжаем по главной дороге направо мимо д. Чалганы, до Сиваков нам ехать еще 48 км. На 42 км слева – д. Ушумун, а мы едем прямо. С 49 км – дорога была просто ужасная, но когда мы уже ехали обратно домой, дорогу разравняли, поэтому было проще ехать. Доехали до Сиваков, и решили заночевать неподалеку от АЗС. Но потом около нас стали крутиться подозрительные мотоциклисты и мы решили проехать дальше и заночевать где-нибудь в другом месте. Поехали в сторону Шимановска и неожиданно попали на развилку: налево – Чита, направо – Хабаровск, то есть мы выехали на «Проект Амур». Ехали мы уже ночью, поэтому было непонятно, почему Чита значится по левому борту, если мы приехали с другой стороны. Проехали еще немножко, и решили заночевать.

 

6-й день:

Последний день нашего путешествия. Разожгли коптилку, вскипятили воды и полакомились нашим обычным провиантом – кофе и лапша «Доширак». Едем дальше! С 1268 км – Шимановский район. Надо сказать, что сама задумка будущей магистрали – это шикарно: двух или трехрядное движение (сейчас не разобрать), многочисленные места для отдыха и ощущение полной свободы. Но пока мы едем по гравию, причем не всегда укатанному. Доехали до указателя: Шимановск – направо в 42 км. Мы в замешательстве: перед нами две дороги: поворот направо до Шимановска по главной, но прямо тоже есть дорога, то есть по логике вещей нам можно проехать и туда, и туда. Спросили проезжающего водителя, и он объяснил, что по дороге до Шимановска можно проехать, но дорога паршивенькая. Мы все-таки решили поехать не направо, а прямо, через речку Урга. (Хотя, когда мы ехали обратно, мы по ошибке повернули не туда и поехали через Мухино, но все равно вышли на этот же перекресток, только по главной дороге. В-общем, проехали и так, и так).

Итак, мы едем по «Проекту Амур», но с 1352 км проезд прямо запрещен, поэтому мы вынуждены были повернуть направо и проехать через какую-то деревню и месиво грязи. Чуть не застряли в этом месиве, какие-то деревенские хотели помочь нас вытолкнуть, но помощь не потребовалась. Проезжаем через речку Перу и начинается асфальт! Проехали два указателя: первый - Свободный – прямо, через некоторое время второй – Свободный 122 км и Благовещенск 268 км – налево. С 8 км – опять гравий, но ровный, а с 10 км – асфальт. Доехали до указателя: Чагоян, Свободный – направо.

С этого момента прерываю свой рассказ, потому что дорога до Благовещенска ничем особым не примечательна. Дорога вся асфальтирована, кроме одного коварного участка. Ближе к Благовещенску есть серпантины, пролегающие по песку. На 56 км на очередном повороте  машину занесло, причем скорость была всего 60 км/час. Чуть не вылетели с дороги, хорошо, что на всем протяжении этих серпантинов отсыпано песчаное ограждение, в которое мы благополучно врезались после бесполезных манипуляций рулем, газом и тормозами. Машина плыла боком как по воде и  действия водителя не оказывали на нее никакого влияния. После остановки проверили, есть ли повреждения, и увидели, что единственное видимое повреждение – вмятая в нишу бампера противотуманка. Несколько позже выяснилось, что от удара отвалилась сирена сигнализации. Сделали вывод: раз ограждение  отсыпано, значит мы не первые и ГИБДД знает о существовании этого опасного участка.  Будьте осторожны в этом месте!

В заключение  хочу сказать, что въехали мы в Благовещенск в 17.40, немного оцепеневшие после мини-аварии, но в целости и сохранности. Наши родственники, естественно удивились, что мы приехали своим ходом. Папина сестра увидела нас в окно со второго этажа, но встречать не пошла, а сразу стала чистить картошку. Что было дальше – сами понимаете…

Как мы добрались обратно, я уже рассказывала в процессе. Было проще, хотя по многим дорогам проезжали впервые: через Читу и Иркутск обратно ехали не так. Читу вообще объехали и она осталась далеко слева, а  в Иркутске пришлось проезжать через центр, потому что снова заблудились. Никаких указателей не было, поэтому ехали «на ощупь».

Когда мы наконец-то в час ночи въехали в любимый город Братск, он показался незнакомым. Пару часов как сомнамбулы шатались по квартире, пытаясь прийти в себя. Потом родители пошли отсыпаться, а я умудрилась полазить по Интернету - больше всего соскучилась по виртуальным путешествиям. Более или менее мы пришли в себя только через день, когда палуба под ногами (то есть днище автомобиля) уже не качалась и мы ощутили, что кажется, уже никуда не едем.

Чуть позже  я сделала следующие выводы из нашей поездки:

Еще раз подтвердилась истина про две беды России – дороги и дураки. На первое мы насмотрелись, хватит до следующего отпуска, ну и второе тоже было, хотя и в намного меньшем количестве. По-моему Восток в плане дорог – самый неблагополучный регион нашей страны – почти все дороги строят спустя рукава и не ухаживают за ними.

Второе: без потерь не обошлось – у нас было проколото колесо, отвалился радиоприемник, отпал козырек приборного щитка – шурупы проломили пластмассу, плюс искореженная противотуманка (но отец ее так классно выправил, что стала как новенькая). Два колпака с колес потерялись из-за тряски.

Третье: всегда есть по нескольку дорог, поэтому не удивляйтесь, если вы будете туда и обратно ехать по разным дорогам. Хотя лучше построили бы одну большую трассу, чем пять второстепенных дорог. 

Самое главное – ясно, что этот злосчастный отрезок в 700 км между Чернышевском и Сковородино не будет построен в ближайшие годы. Дорога эта не нужна никому, кроме  шоферов, мечтающих поездить без боязни того, что на очередной колдобине отвалится какая-нибудь деталь. Господам, организующим перевозку машин Чернышевск-Сковородино или Магдагачи-Сковородино да и руководству области, это не нужно. Первым – из нежелания потерять дармовые доходы, вторым – кто знает, может тоже по этой причине и плюс нежелание выделять деньги на строительство дорог, и деньги немалые. Декоративным ремонтом здесь не обойдешься, а денежек – как всегда на нужное дело нету. Как говорят американцы: Sad, Very Sad - грустно, очень грустно.

Еще одно –  зимой можно миновать отрезок до Сковородки на собственных колесах – то есть по льду и по зимникам. Но ваши шансы доехать в целости и сохранности резко падают, если нет соответствующего опыта: зверские морозы (имейте в виду повышенную влажность), плюс бескрайние снежные просторы. Зима для поездок не самое лучшее время года. Этот же отрезок можно проехать и на каком-нибудь вездеходе летом, при условии, что сухо – а это в краю болот и затяжных дождей большая редкость. Сухо здесь в июне, когда нет дождей и в горах еще не растаяли ледники.

 

Drive gently! - Правь осторожнее, как говорят в США! А по-нашему – счастливого пути!

 

Карева Ю.А.

http://juliakatran.boom.ru

10 сентября 2000 г.

 

Прим. автора: Интересно было бы знать ваше мнение о рассказе и о дорогах. Если вы хотите узнать какие-то подробности, о которых я не сочла нужным упомянуть – пишите на E-Mail karev@narod.ru с пометкой: «Капитану», чтобы отцу легче было разобраться, что к чему.

 

Прим. «Капитана»: При цитировании ссылка на автора обязательна.

 

-

Hosted by uCoz