Блюдечко с голубой каемочкой

 

Без участия этой пары уникальных и «упоминаемых всуе» процессов не происходит ни одно, даже самое незначительное изменение чего-либо. В восточных учениях они фигурируют под ничего не проясняющими, но от этого не менее глубокомысленными, названиями «инь» и «ян». (Первоначально «инь» и «ян» означали тенистый и солнечный склоны горы.) Объясняют их суть обычно, как темную и светлую энергию, мужское и женское начало, небо и землю, зиму и лето, покой и движение и т.п. Эти объяснения, как правило, необъективны (каждое по-своему) и в обязательном порядке содержат в себе эмоциональную составляющую и налет мистики. Почему-то никому не приходило в голову описать их посредством привычных физических параметров, которые в случае необходимости всегда можно проверить. В случае с эмоциями и мистикой возможность такой проверки заведомо исключается.

Ближе всего к объективному описанию «инь» и «ян» приближается то, что в физике принято называть энергией (или эксэргией), но и ее нельзя считать во всех отношениях «хорошей, белой и пушистой». Энергия – это только некоторая информация о количественной стороне дела. А уж после того, как ее, энергию, стали подразделять на потенциальную и кинетическую, все запуталось окончательно. Информация – это, говоря образно, цифирь, но деление энергии на два разных вида подразумевает, что имеется в виду не цифирь, а некая субстанция, способная существовать в двух обличьях. В общем, энергия тоже оказывается объяснением, понимаемым неоднозначно. Ясно же, что описание объекта и сам объект – это, как говорят одесситы, две большие разницы.

Определенный вклад в запутывание проблемы с «инь» и «ян» внес и популярный термин «движение», сваливающий все в одну кучу. В соответствии с нашим способом восприятия окружающего мира, если есть движение, то должно быть и то, что движется. На самом же деле движение – некая абстракция и не более того. Не существует в нашей реальности и таких объектов, как «пространство» или «время». Эйнштейн уже рассматривал их, и как самостоятельные объекты, и как зависимые, но из этого ничего вразумительного не получилось. Суть в том, что не объекты это, а независимые, противоположные и, что важно, строго индивидуальные измерения процесса. То, что они выглядят глобальными и всеобщими, абсолютно ничего не означает. Это только привычный с раннего детства способ восприятия мира и не более того.

Вначале попробуем охарактеризовать «инь» и «ян», как самые обычные процессы, а потом выяснить, какие именно субстанции прячутся за экзотическими терминами.

ИНЬ: Абсолютный процесс. Изменение интенсивности и количественной характеристики дискретное. Для пространственной (количественной) характеристики свойственна значительная инерционность.     

ЯН: Относительный процесс. Изменение интенсивности и количественной характеристики дискретное. Инерционность пространственной (количественной) характеристики незначительна.  

Этого уже достаточно, чтобы понять, что речь в нем идет о субстанциях, которые принято называть веществом и полем. Следовательно, и возвращаться к древним «инь» и «ян» больше незачем.

Вещество, обладающее массой покоя, является физическим носителем поля, обладающего определенным дальнодействием (и, соответственно, характеризуемого объемом, напряженностью и скоростью изменения). Дискретность вещества и поля связана с тем, что минимальное изменение любой из характеристик связано с необходимостью сообщения дополнительной энергии или, наоборот, отъема энергии. Осуществить это можно только с помощью вспомогательного физического носителя, способного переносить и отдавать минимальную порцию энергии – квант. Причиной квантования энергии и в случае с веществом, и в случае с полем являются ограниченные возможности ее естественного переносчика - гравитона. Собственно, ничего особенного мы здесь не узнали, кроме одного – гравитон всегда является причиной изменения и не имеет принципиального значения, изменение какого параметра имелось в виду.

Причиной изменения самого гравитона может быть и другой гравитон. То, что при этом гравитон отдает объекту, можно назвать информацией о элементарном событии, командой или минимальным инициирующим процессом. Обладает этой информацией наш доблестный курьер – событие состоится, нет у него этой информации – и события нет.

Таким образом, к энергии следует относиться, как к информации о возможных изменениях (т.е., процессах), «до поры, до времени» сохраняющихся в ней. Количественно эта информация оценивается, как способность выполнить определенный объем работы. Данная способность имеет смысл лишь в том случае, если она привязана к конкретному физическому объекту. Только он способен выполнить работу, а не его энергия. Важно то, что преобразование энергии в тот или иной вид не влияет на смысл ее содержимого. Этим она отличается от прочих видов информации и это позволяет квалифицировать ее, как абсолютный вид информации. Таким образом, термин «движение» подразумевает наличие у физического носителя определенной информации о возможных, но пока еще нереализованных изменениях (процессах). По отношению к ним вопросы: «Что движется?» и «Как движется?» являются бессмыслицей, т.к. неизвестно, какие именно процессы имеются в виду. Передача информации от одного носителя к другому может происходить с одновременным преобразованием в другой вид (например, когда носитель не может воспринять предлагаемый вид энергии), но ее содержание при этом остается неизменным. Прием и накопление энергии, ее хранение, передача, расходование и преобразование – это распространенные процессы, в которых энергия играет роль обрабатываемого продукта.

Недопустимо рассматривать энергию, как самостоятельную сущность. Ее величина определяется через сочетание параметров физического носителя и поэтому в отрыве от него энергия теряет всякий смысл. Один из указанных параметров (скорость, угловая скорость, сила, давление) всегда является векторной величиной, поэтому носитель энергии может и должен рассматриваться, как поток вещества, энергии или информации (ВЭИ). Помимо этого, при расчетах значение имеет не сама величина какого-то параметра, а разность одноименных параметров. Собственно, эта разность является одним из основных условий взаимодействия. Энергия – один из обязательных атрибутов взаимодействия, поэтому должна рассматриваться, как результат системных отношений. В общем случае такие отношения могут устанавливаться, например, между носителем энергии и Средой. Из-за этого проблема утечки (рассеивания) энергии всегда актуальна и рассматривается, как всеобщее явление – энтропия. Последнее вряд ли можно считать правильным, т.к. в каждом отдельном случае возможны свои нюансы. В общем, к энтропии отношение должно быть точно таким же, как к пространству или времени. Величина утечки энергии – это параметр конкретного процесса и не более того.

Из сказанного можно сделать вывод: задавать какие-либо вопросы по поводу содержимого гравитона не имеет смысла. Самое большее, что там можно обнаружить – это взаимосвязанное изменение параметров, т.е., колебания. Разве что, их еще можно трактовать, как непрекращающееся преобразование энергии из одной формы в другую. Ничего более определенного «выжать» из гравитона не удастся, как бы мы не усердствовали. Сущность абсолютной информации мы объяснили так, что даже самому объясняющему все стало понятно. По крайней мере, ясно стало, что она имеет смысл только при наличии материального переносчика, а мир начался со случайной флуктуации, энергии которой оказалось достаточно, чтобы вызвать следующую флуктуацию.

Сегодня стало делом очевидным, что на основе трех основных законов материалистической диалектики («отрицание отрицания», «единство и борьба противоположностей», «переход количества в качество») в принципе невозможно было построить полноценную матрицу переходов, хотя в том или ином виде эти законы туда попадают. Отсюда следует, что и полноценный алгоритм развития на основе диалектических законов тоже нельзя было разработать. В связи с этим есть потрясающее предложение: давайте с этого дня о материалистической диалектике забудем, причем, забудем раз и навсегда! Нет ее больше, на смену ей пришел комплекс фундаментальных свойств («сохранение – изменение», «существование – несуществование»), матрица переходов, «Универсальный Решатель» и, наконец, теперь есть ТТМ – теория, за которую не стыдно. Вот она, на блюдечке с голубой каемочкой!

«Король умер, да здравствует король!» Вот, и вертится в связи с этим на языке один вопрос, прямо скажем, политического свойства. Откуда ни возьмись, появилась новая организация с трескучим названием «Российская Ассоциация ТРИЗ». Даже сайт свой имеется, надежно защищенный – гостевой книги там нет и, следовательно, открыто вопросы им задавать нельзя. Только по e-mail, так сказать, «тет-на-тет». Надо понимать, что предусмотрена определенная степень защиты от критики и инакомыслия. Стало быть, собирают там под крыло людей настолько умных, что человеку постороннему научить их уже нечему! Там соберется «техническая элита», намеренная и впредь работать по знахарским рецептам и по этим же рецептам смену себе готовить. «Тихой сапой (так в старину называли подкоп)» проникнуть в систему образования и взапой учить послушную молодую поросль всяким там методам РТВ, законам развития систем, АРИЗу и прочей ереси. Еще бы бюджетик соответствующий под это дело выбить у государства, т.е., организовать небольшую такую кормушечку. Ну, государство у нас к передрягам привычное, и не такое выдерживало! Оно, безусловно, выстоит, а вот молодую поросль, т.е., будущее государства и единственную его надежду жалко - искалечат ведь!

Да и кто же еще им горькую правду скажет – государству, деятелям от ТРИЗ и молодой поросли?

 

А.А.Карев    

 11.04.08 г.

 

 

На главную страницу

 

 

 

       

                        

Hosted by uCoz