ЗАКОН ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭКСТРЕМАЛЬНОСТИ

И ПРОБЛЕМЫ НАУКИ

Свентицкий И.И.

Рассмотрены особенности проявления и приложения в экологии и других отраслях знаний важнейшего закона природы - общей энергетической экстремальности самоорганизующихся систем, - названного законом выживания. В неявном (снятом) виде этот закон входит в теоретические основы физики и математики. Учет этого закона позволит на количественной основе объединить физико-химические, биологические и социально-культурные знания, ускорить и упростить решение основных глобальных проблем современности (24). Он открывает реальную возможность логического, концептуального объединения на количественной основе всех сфер знаний, создания всеединства знаний, без которого невозможно решить проблему устойчивого развития  человеческого общества и остальной природы.

***

            Большинство проблем и бед наших, очевидно, имеет общую первопричину. Решая дела большие и малые, каждодневные и долгосрочные, мы далеко не всегда учитываем важные законы природы, которые ею управляют. Сознательная деятельность как отдельных людей, так и человеческого общества в целом часто вступает в противоречие  с этими законами, особенно с законами живой природы.

            Один из таких законов, названный законом выживания, выявлен в последние десятилетия независимо несколькими исследователями, которые работают в различных  отраслях науки: равновесной и неравновесной термодинамике /3, 11/, экологической биоэнергетике /15, 16/ геологии /5/, биологии развития /7/, химии /14/ и др. Невозможно переоценить значение этого закона для решения самых различных проблем, особенно глобальных, которые в последнее время объединены в проблему управляемого устойчивого развития человеческого общества и остальной природы. Однако этот закон известен и понятен только ограниченному кругу научных работников.        

            Сущность этого закона в том, что все элементы (объекты) самоорганизующейся природы, особенно живые, в своем развитии (индивидуальном, эволюционном) самопроизвольно устремлены к состоянию, обеспечивающему наиболее полное использование доступной свободной (работоспособной, превратимой) энергии в существующих условиях системой трофического уровня, в которую он входит. Этот закон обусловил важнейшее свойство самоорганизующейся природы: Все ее объекты, включая организм человека, энергоэкономны. Однако, в сознательной деятельности человек допустил энергорасточительство. Это и обусловило глобальные проблемы - энергетическую, продовольственную, экологическую и др.

            Реальность существования закона выживания обнаружена при изучении самых различных уровней организации живой природы - от макромолекулярного и клеточного до экосистемного и социально-культурного /18/. Все этапы эволюции природы (физико- химический, биологический, социальный) направляются этим законом /7, 17/. Первоначально этот закон автор формулировал применительно только к живой природе. Потом выяснилось, что он проявляется и в физико-химических самоорганизующихся структурах и процессах. Он может выполнить роль логической концептуальной основы для объединения  всех отраслей естественных знаний в единую систему - всеединство знаний.

            Необходимость создания такой основы наиболее ярко выразил В.И. Вернадский /2, с.166/: "В физике и химии мы постоянно сталкиваемся с различными физическими пространствами в форме физических полей и неоднородных физико-химических равновесий. Глубокие представления Фарадея, Максвелла, Гиббса, Ле-Шателье охватывают наше мышление.... Отсталость теоретической мысли в естествознании в этих, казалось бы, основных проблемах представляется непонятной.... Естествознание есть одна из тех сил, которою человек переделывает биосферу - переводит ее в новое состояние в ноосферу. Основные понятия естествознания до сих пор не подверглись в должной мере критическому научному анализу. Философский их анализ скользит по поверхности. Логики естествознания, можно сказать нет...."

            Общая познавательная (гносеологическая) система - система всей науки - устремлена к адекватному отображению природной (онтологической) системы. Общеизвестная разобщенность физико-математической, биологической и социально-культурной сфер знаний свидетельствует о том, что  устремления ученых многих тысячелетий в этом направлении пока не достигли желаемого результата. Обострившаяся необходимость решения глобальных проблем, перехода к устойчивому развитию побуждает к ускорению решения этой общенаучной задачи. Автору представляется, что в данной работе наметился исток логического, концептуального объединения естественнонаучных знаний в единую систему - систему всеединства знаний - на основе закона общей энергетической экстремальности эволюции природы или закона выживания. Рассмотрим очень кратко эту возможность на примере частных отраслей естествознания.

Закон выживания и экология

            Общие экологические закономерности, установленные экспериментально, отражают особенности проявления этого закона в различных условиях и на различных фазах развития экологических систем. В начальный, экстенсивный период развития системы расширяют запасы  (потоки) используемой свободной  энергии. Этому этапу развития экосистемы соответствует эмпирически установленная закономерность заполнения трофических (экологических) ниш. Сущность ее в том, что если имеются неиспользуемые запасы (потоки) свободной энергии, то обязательно появятся организмы (системы), которые будут ее использовать /12/. В соответствии с законом выживания экстенсивный период развития систем сопровождается расширением используемых потоков (запасов) доступной свободной энергии.

            По мере достижения полноты освоения  потоков доступной свободной энергии система переходит к интенсивному развитию и самопроизвольно повышает свой энергетический кпд. Это происходит потому, что естественно изменяющийся видовой состав экосистемы (сукцессия) осуществляется с определенной, закономерной (детерминированной) последовательностью. В каком бы географическом месте сукцессия не происходила, результат ее будет  один и тот же  -   каждый последующий видовой состав экосистемы на единицу потока (запаса)  энергии создает (поддерживает) большее количество органического вещества и/или информации (разнообразия видового состава).  Это явление было установлено эмпирически  и названо детерминизмом сукцессионного процесса /12/. Оно представляет собой природный механизм проявления закона выживания.

            Достигнув самого высокого энергетического кпд, экосистема переходит в так называемое климаксное состояние, при котором развитие ее приостанавливается. Для выхода из этого состояния  она должна освоить использование новых видов энергии, ранее недоступных ей. Примером такого явления может служить переход человеческого общества к автотрофности, который предсказал В.И. Вернадский  на основе эмпирического обобщения /2/. Сущность этого явления в том, что достигнув высокой эффективности использования горючих ископаемых - энергоресурсов фотосинтезного происхождения - и приблизившись к их исчерпанию, человечество  должно осваивать другие источники энергии, не связанные с фотосинтезом растений. На основе общего анализа экологических знаний Н.Ф.Реймерс /13/ пришел к выводу, что общее число экологических закономерностей достигает 250, и "...сами приводимые закономерности полностью друг друга не перекрывают". Наш анализ показывает: почти все эти, эмпирически установленные, разрозненные, естественнонаучно не объясненные экологические закономерности представляют собой следствия или природные механизмы проявления закона выживания. На основе этого закона все эмпирические закономерности экологии можно логически объединить в систему научных знаний.

            Познание следствий и механизмов природного проявления закона выживания, учет их в различных сферах деятельности позволит коренным образом упростить и ускорить решение многих проблем современности, а также исключить появление новых. Это особенно важно для осуществления перехода к управляемому устойчивому развитию. Для  решения этой сложнейшей проблемы современности наука должна разрешить две наиболее важные задачи - создать количественные основы всеединства знаний, логически объединяющие многочисленные частные отрасли знаний, и разработать теоретические основы морально-этического выбора для сознательного перехода к устойчивому   управляемому развитию.

Закон выживания и этика

            Без учета закона выживания решение этих сложных задач принципиально затруднено. Например, главный вопрос этики - "Что такое хорошо вообще?" - по мнению ведущего ученого в этой области Дж. Мура /10/ принципиально теоретически не разрешим. Это объясняется тем, что современная наука еще не установила  общую природно-космическую сущность жизни. В соответствии с законом выживания этот общий смысл жизни состоит в сдерживании "непроизводительной" деградации свободной энергии, в уменьшении роста энтропии. В соответствии с этим, можно считать  теоретически разрешимым в принципе главный вопрос этики, если исходить  из закона выживания. Тем самым устраняется главная трудность в разработке морально-этических основ, необходимых для сознательного выбора каждым  необходимости перехода человеческого общества к управляемому устойчивому развитию.     

            Как известно, признание мировой научной общественностью и государственными деятелями  неизбежности такого перехода провозглашено еще в 1992 году. Однако, по  мнению вице-президента США Э. Гора, которое он выразил в своей книге "Земля на чаше весов", для жителей развитых стран этот переход будет сопровождаться более тяжелыми лишениями, чем те, которые  испытывают жители развивающихся стран. Они должны будут отказаться добровольно от современного высокого уровня жизни. А для этого необходимы надежные научные обоснования морально-этического выбора.

Закон выживания и аграрные знания

            Переход к управляемому устойчивому развитию связан с необходимостью учета данных многочисленных разрозненных  отраслей знаний, логически не связанных между собой. Эта принципиальная трудность  особенно четко проявляется на примере решения аграрно-экологических задач, когда необходимо учитывать результаты многих частных отраслей знаний, междисциплинарно не согласованных между собой. Однако автору совместно с другими /16, 25/, исходя из закона выживания и системного анализа, удалось разработать методику количественного взаимно согласованного определения ключевых величин агроэкологии и выразить их в энергетических единицах. Тем самым впервые созданы начала количественных аграрно-экологических основ, которые логически объединяют многочисленные частные отрасли  этой важной области знаний. Учитывая этот же закон, которому подчинены процессы и явления живой природы и самоорганизующихся физико-химических систем, принципиально возможно логически объединить частные отрасли и всех других областей знаний.

Закон выживания и социально-культурные знания

            Для более глубокого понимания социально-культурных процессов особый интерес представляет природный механизм проявления этого закона, который  аналитически можно выразить отношением золотой пропорции (отношением чисел Фибоначчи). Такой механизм  природной энергоэкономности самоорганизующихся объектов  обуславливает неосознанный отбор человеком и,  вероятно,  животными энергоэкономных предметов и явлений. Этот механизм проявления закона выживания удалось выявить на основе результатов системного обобщения В.Д. Цветковым  экспериментальных данных по работе сердечной системы человека и животных /23/. Он установил четыре принципа энергоэкономности сердечной деятельности, которые являются логическими следствиями закона выживания. Одновременно он выявил необычайно важную особенность сердечной деятельности - четыре типа сердечной ритмики (временная, механическая, объемная, кровотоковая) в спокойном состоянии соответствуют отношению золотой пропорции. В структурной организации сердечно-сосудистой системы также обнаружено наличие золотого сечения (в отношениях протяженности ветвящихся сосудов, их диаметров).

            Это позволяет дать естественнонаучное объяснение сущности феномена тысячелетий - золотому сечению. Благоприятное эстетическое восприятие человеком и, видимо животными, предметов и явлений, организованных в пространстве и времени в соответствии с золотой пропорцией, обусловлено резонансом с ними сердечной ритмики. Благодаря  положительному эстетическому восприятию таких предметов и явлений происходит неосознанный отбор всего того, что является энергоэкономным. Тем самым  крылатое выражение Ф.М. Достоевского - "Красота спасет мир" - получает естественнонаучное подтверждение. При рассмотрении химической модели мира, основанной на идее гармонии хаоса и порядка, справедливо обращено внимание на важность положения о том, что основное уравнеия такого подхода "удовлетворяет свойствам чисел Фибоначчи" /22/.

            Вторым примером связи энергоэкономности структур и процессов самоорганизующейся природы с красотой (прекрасным) являются фрактальные зависимости, которые открыли математики более ста лет назад /20, 21/. Эти математические зависимости в начале считались абстрактными, не имеющими отношения к реальной природе. Потом выяснилось, что они описывают структуры и процессы разной свамоорганизующейся природы: как физико-химической (линии контуров облаков, берегов естественных водоемов, траектории броуновского движения), так биологической (контуры деревьев, динамику популяций) и социальной (динамика экономических процессов). Графические изображения фрактальных зависимостей позволили выявить, что они обладают красотой. На основе анализа структур и процессов разной природы (физико-химической, биологической, социальной), отображаемых фрактальными зависимостями, автор пришел к выводу, что их общим свойством является энергоэкономность /19/.

            Напрашивается более общий вывод: красота и гармония самоорганизующейся природы обуславливается  главным образом ее энергоэкономностью. Исходя из закона выживания, общеизвестное свойство живых организмов - самосохранение - можно рассматривать как важное положительное следствие этого закона. Только выжив, сохранив себя, организм сможет участвовать в воспроизведении себе подобных, в расширении популяции, а, следовательно, и в увеличении масштабов сдерживания роста энтропии. Этим свойством обладал и человек в период собирательской жизнедеятельности. С появлением накопительного производства - земледелия, скотоводства - это положительное свойство у человека превратилось в более сложное явление - эгоизм. В отличие от самосохранения, эгоизм невозможно причислить однозначно к положительным явлениям живой природы. Его многочисленные виды (личный, семейный, национальный, групповой, партийный и т.д.) и формы негативного проявления несут в себе, как это хорошо известно всем, много неприятного и опасного как для отдельных лиц, так и для всего человечества, а также биосферы  в целом.

            В связи с этим в человеческом обществе должны были возникнуть явления (свойства), которые бы противодействовали негативным проявлениям эгоизма. Религия, очевидно, исторически одно из первых подобных явлений. Анализ основной сущности, истории возникновения и развития христианства и других основных религий мира подтверждают эту главную функцию религии. Очевидно и для культуры в целом эта функция является главнейшей. Поэтому не случайно в книге А. Подберезкина и И. Янина "Искусство жить в России" справедливо отмечено, что культура является базисом, основанием всей жизни народа и, очевидно, основой его прогрессивного развития. Загадку геологии - почему не находят материальные подтверждения культуры за период до появления накопительного производства - можно считать косвенным подтверждением этого главного функционального предназначения культуры.

            Анализ прошлых и ныне существующих систем государственных и общественных устройств народов мира позволяет считать, что их главная функция - защита каждой личности, всего общества, его составляющих, а в последнее время и окружающей природы, от негативных проявлений человеческого эгоизма.  Уровень жизни, благополучие жителей сообществ, отдельных государств и их составляющих зависит главным образом от того, в какой мере системы правового государственного и общественного устройств, религия и культура в целом выполняют свою общую главную функцию - защищают каждого и всех вместе, а также остальную природу, от негативных проявлений эгоизма. 

            Высокий уровень жизни в передовых странах достигнут, очевидно, в основном благодаря действенной реализации альтруистической функции религии, культуры в целом и систем правового государственного и общественного устройств, разумного их сочетания с рыночной экономикой. Однако эти системы альтруизма в условиях рыночной частнособственнической экономики недостаточно эффективны в отношении охраны природы. В уже названной книге  Э. Гор справедливо негодует: "В качестве этического эталона мы холим и лелеем свое эго, обособленное и отчужденное не только от природы, но  даже от чувства долга перед другими людьми...". Он призывает объединить усилия в мировом масштабе для решительных действий, чтобы "...разработать современную новую концепцию как человеческой личности, так и цивилизации в целом". Он призывает перейти к плановой государственной и межгосударственной экономике, чтобы предотвратить катастрофу.

            Созвучно с этим беспокойство Джордж Сороса в его статье "Свобода и ее границы": "...опасаюсь, что бесконтрольный капитализм и распространение рыночных ценностей на все сферы жизни ставит под угрозу будущее нашего открытого и демократического общества. Сегодня главный враг открытого  общества  -  уже не коммунистическая, но капиталистическая угроза".

Закон выживания и эволюция

            Исходя из рыночной экономики и социал-дарвинизма,  утверждается принцип  -  "выживает сильнейший". В соответствии с законом выживания этот, этически неприемлемый для цивилизованного общества принцип, логично заменить на вполне благопристойный и справедливый с точки зрения прогрессивного развития общества и природы  -  "выживает энергоэкономный".

            Учет закона выживания позволяет устранить многие иные трудности дарвинизма. Например, в качестве исходного положения при обосновании теории эволюции Ч. Дарвин принял феноменальное явление - способность всех без исключения видов организмов к размножению по "геометрической прогрессии" /6/, которая обуславливает борьбу за существование. Ясно, что дарвиновская теория эволюции не может объяснить это феноменальное явление. В то же время, оно представляет собой природный механизм проявления закона выживания, механизм общей биоэнергетической направленности структур и функций живой природы.

            Борьба за существование происходит не только между организмами одного и того же вида, но и между видами. Это, в соответствии с современной теорией эволюции, должно было бы приводить к сокращению количества видов. В действительности существует большое разнообразие видов, которое не могут объяснить современные теории эволюции. Исходя из закона выживания, живые системы самопроизвольно устремлены к наиболее полному использованию доступной свободной энергии в существующих условиях. Разные виды организмов в "борьбе за существование" узко специализируются по использованию пищевых ресурсов, обеспечивают более полное использование в экосиcтемах доступной свободной энергии, и выживают. Высокое разнообразие видов - природный механизм проявления закона выживания.

Закон энергетической экстремальности и физико-математические знания

            Закон выживания позволяет естественнонаучно объяснить не только золотую пропорцию, но и другие феноменальные явления природы, а также феномен творения человека - феноменальность математики. Эта, наиболее успешно развивающаяся отрасль знаний, разрабатывалась как абстрактная наука, не рассматривающая конкретные свойства природы, но она успешно используется в естествознании и инженерных знаниях,  изучающих конкретные свойства природных объектов. Из развития фрактальных зависимостей видно, как математика разрабатывает впрок абстрактные зависимости, которые затем используются для изучения структур и процессов разной природы. Несмотря на тысячелетние изучения этой феноменальной особенности математики нам не удалось найти ее естественнонаучного объяснения. Успешное развитие любой отрасли знаний зависит от того, какие исходные положения (принципы) положены в их основу. Истоки математики скрыты в глубине тысячелетий, но имеются сведения, что у греческих математиков начиная с V1 в. до н.э. сложилось определенное миропонимание, сущность которого сводилась к следующему: "Природа устроена рационально, а все явления протекают по точному и неизменному плану, который в конечном счете является математическим" /8, с.48/. Справедливость этого телеологического принципа математики подтверждает длительное успешное ее развитие. В соответствии с законом выживания самоорганизующаяся природа действительно организована рационально, целесообразно на основе ее общей энергетической (энергоэкономной) экстремальности.

            Успешное развитие астрономии, физики в значительной мере обусловлено использованием в ней достижений математики. Однако, математика также использовала идеи астрономов и физиков. Характерный пример этому - использование и развитие в математике принципа наименьшего действия, обоснованного в 1740 г. Мопертюи при расмотрении траекторий движения планет. Математиком Л. Эйлером  (1744 г.) этот принцип был выражен аналитически в виде принципа экстремального действия. Эти работы составили начало развития вариационного исчисления, которое используется во всех  разделах физики: от классической механики (функции, уравнения, принципы  Гамильтона, Мопертюи-Лагранжа, Мопертюи-Якоби и др.) и статистической механики /4/ (при ее обосновании Гиббс использует "гамильтонову форму уравнений") до квантовой электродинамики (например, в уравнение Дирака входит гамильтониан) /1/.

            В свое время принцип наименьшего действия дал основание говорить (очевидно, из-за отсутствия в то время понятия "энергия") о "ленивости природы". В действительности принцип наименьшего действия представляет собой закон энергетической экстремальности. Он отображает энергоэкономность самоорганизующейся природы и находится в согласии с законом выживания.  Математики, очевидно не случайно, сделали исключение, присвоив функции Гамильтона физическую размерность /9, с.354/: "...а гамильтонова функция имеет размерность энергии".  Высокое познавательное свойство этой функции обусловлено ее отображением особо важного энергетического свойства самоорганизующейся природы.

            Осознание закона выживания, учет его следствий и механизмов проявления позволит  разработать логические концептуальные основы всеединства знаний, упростить и ускорить: решения глобальных проблем (энергетической, экологической, продовольственной, демографической и др.), разработку новой концепции человеческой личности и прогрессивного управляемого развития человеческого общества и остальной природы.

            Рассмотрим очень кратко еще одну важную общую проблему современной науки - установление достоверности и значимости новых знаний, общность которых равна или выше общности наиболее важных общепризнанных законов природы. В случае новых знаний с общностью ниже этих законов такой проблемы не возникает. Их обычно сравнивают с этими законами (например, со вторым законом термодинамики) и если они согласуются с общепризнанными законами, то достоверность таких знаний считается доказанной. Новые знания (законы) высокого уровня общности, как правило, не согласуются с общепризнанными законами и нередко противоречат им. В этом причина  медленного признания новых важных законов и их практического использования. Одна из методических возможностей решения этой проблемы - использование новых знаний для объяснения феноменальных явлений, которые надежно экспериментально установлены, но современной наукой не объяснены.

            Существование таких феноменальных явлений свидетельствует о наличии еще не открытых важных законов природы. Об этом же свидетельствует и существование важных ("вечных") вопросов, на которые наука не в состоянии дать ответ. К таким вопросам, например, относится вопрос "В чем общий смысл жизни как природного явления космического масштаба?" Стремясь выявить достоверность закона выживания, автор воспользовался этой методической возможностью.  В этой работе выше приведены краткие сведения по естественнонаучному объяснению с помощью закона выживания таких феноменальных явлений природы:  золотого сечения (отношения чисел Фибоначчи), "красоты и гармонии природы", высокой потенциальной возможности размножения всех видов организмов, а также феноменального творения человека - феномена математики. Есть основание считать, что с позиций закона выживания, закона энергетической экстремальности самоорганизующейся природы возможно естественнонаучное объяснение не только названных, но и других феноменальных явлений. В самом определении закона выживания содержится ответ на очень важный "вечный вопрос" - в чем общий смысл жизни как природного явления космического порядка? Объяснение феноменальных явлений на основе закона выживания подтверждает его достоверность и высокую значимость. Предстоит разработка аналитического определения этого закона, которая, очевидно, возможна на основе использования, в основном, вариационных уравнений.

Литература.

1.        Берестецкий Б. Б., Лифшиц М.Е., Питаевский Л.П. Теоретическая физика. т.1У. Квантовая электродинамика. М. Наука, 1980.

2.        Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. М. Наука, 1980.

3.        Гладышев Г.П. Термодинамическая теория эволюции живых существ. М. Луч, 1996.

4.        Гиббс Д.В. Термодинамика, статистическая механика. М., Наука, 1982.

5.        Голубев В.С. Эволюция: от геохимических систем до ноосферы. М. Наука, 1992.

6.        Дарвин Ч. Происхождение видов. М-Л. ОГИЗ - Сельхозгиз, 1937.

7.        Зотин А.А. Лампрехт И. Зотин А.И. Прогрессивная эволюция животных, возникновение цивилизации, техническая эволюция человечетва. В сб.: Теория эволюции: наука или идеология ? М.- Абакан, 1998, с  243- 244.

8.        Клеин М. Математика. Поиск истины. М., Мир, 1988.

9.        Корн Г. Корн Т. Справочник математики для научных работников и инженеров. Изд. 1У, М., Наука, 1977.

10.     Мур Дж. Принципы этики. М., Прогресс, 1984.

11.     Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах.М.,Мир,1979

12.     Одум Ю. Основы экологии. М., Мир, 1974.

13.     Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М. 1994.

14.     Руденко А.П. Энергетические аспекты основных закономерностей, причин и движущих сил химической эволюции элементарных открытых каталитических систем. Пущино, НЦБИ АН СССР, 1981.

15.     Свентицкий И.И. К обоснованию биоэнергетической целенаправленности структур и функций живых систем. Деп.  Рук. N 3204 ВИНИТИ, 1977.

16.     Свентицкий И.И. Экологическая биоэнергетика растений и сельскохозяйственное производство. Пущино, НЦБИ АН СССР, 1982.

17.     Свентицкий И И. Биоэнергетическая направленность эволюции. В сб.: Теория эволюции: наука или идеология ?  М - Абакан, 1998, с. 95...105.

18.     Свентицкий И.И. Аграрно-Экологические знания и закон выживания. // Вестник с.х. науки, 1991, N 12, с. 71....76.

19.     Свентицкий И.И. Энергосбережение и фрактальные зависимости. //Аграрная наука, 1999,N 6, с. 9...11.

20.     Смирнов Б.М. Физика фрактальных кластеров .М., Наука, 1991.

21.     Федер Е. Фракталы. М., Мир, 1991.

22.     Харитонов А.С. К химической модели мира, основанной на идее гармонии хаоса и порядка. // Полигнозис., 1999, N 2 (6), с. 136...147.

23.     Цветков В.Д. Сердце, золотое сечение и симметрия. Пущино, РАН, 1997.

24.     Sventitsky I. I. Bioenergetic trends - a key to solving energy, food and ecological problems. Bevond the energy crisis opportunity and challenge, Pergamon press, Oxford and New York, 1981.

25.     Sventitsky I.I. , Antoninova M.V. Photosintetic Model for Conceptual Combination of Plant Groving  and Enviroment. Photosynthetika 1989,  N 23 (4), p. 617...628.

На главную страницу

 

 

 

Hosted by uCoz